вторник, 14 ноября 2023 г.

Работа над домашним заданием ребенка с РАС



Здравствуйте, уважаемые родители и читатели блога!

Трое наших воспитанников готовятся к поступлению в школу в следующем году. Подготовка к школе начинается задолго до поступления в школу. 

Далее приведу рекомендации, призванные облегчить и автоматизировать организационные навыки ребенка по работе над домашними заданиями. 

Миссия родителя в выполнении домашнего задания - создать условия для того, чтобы когда-нибудь постепенно ребенок начал выполнять свою работу сам. Но если не начинать двигаться в эту сторону, если не прилагать к этому усилий, самостоятельность не придет сама ни в 12, ни в 14 лет. Чтобы ребенок учился самостоятельности, ему надо помогать во всем, с чем он объективно не справляется сам, и отходить в сторону (может быть, сначала на секунду), когда у него самого получается любое целенаправленное действие. И каждый завершенный этап нужно обсудить с ребенком, обращая его внимание на то, что сделано, подкрепляя ощущение достигнутого результата. Необязательно это будет само домашнее задание.

Вначале на ребенка можно возложить подготовку к выполнению задания: «достань учебник математики и тетрадь, положи их на стол...». Потом «достань учебник математики, напиши в тетради сегодняшнее число и «домашняя работа». Затем «посмотри, какие номера вам заданы...» и постепенно «ну вот, мы все обсудили, теперь переписывай решение из черновика..». В итоге, для общей деятельности родителя и ребенка может остаться только случай, где ребенок что-то не понял, а поиск задания, изучение заданного, оформление решения, складывание сделанных заданий в папку и в портфель потихоньку станет его самостоятельной рутиной. Однако даже у самого способного нейротипичного ребенка все эти действия не смогут закрепиться меньше, чем за пару учебных четвертей. Ребенку с РАС, очевидно, понадобится гораздо больше времени.

Слова «Домашнее задание» не должны ассоциироваться у ребенка с чем-то неприятным. Нельзя наказывать выполнением домашнего задания ни ребенка, ни окружающих. Чтобы у членов семьи не было ощущения «о, сейчас опять начнется эта каторга», имеет смысл:

1. Организовать пространство и время выполнения заданий так, чтобы по возможности не мешать никому из домашних (не тогда, когда все идут ужинать или смотреть кино, и не там, где папа пытается почитать новости).

2. Исходить из того, что выполнение домашней работы – это нужное дело, достойное уважения. Ребенка, который занят домашней работой, нельзя отвлекать на «более важные» дела. И тем более не стоит использовать домашнее задание в качестве наказания за проступки.

У ребенка должны быть визуальные опоры для выполнения домашних заданий. Разместите на стене рядом с расписанием уроков алгоритм действий:

1. проверить, по каким предметам заданы домашние задания,

2. достать необходимые материалы для выполнения заданий.

Проследите, чтобы все школьные принадлежности имели свое место, приучите ребенка держать их там и только там. Полезным будет завести отдельные папки разного цвета для каждого предмета и хранить в папке все, что к предмету относится (это поможет и в школе, чтобы не искать отдельно тетрадь, отдельно учебник). На каждой папке можно написать, что в ней должно лежать, чтобы ребенок мог проверить, все ли положил для каждого урока.

Проверяя выполненное задание, всегда найдите, за что ребенка похвалить. Может быть, это

будет одна-единственная буква, но обязательно скажите о ней. Хвалить надо не «вообще», а каждый раз уточнять, за что именно. Например, «Какая красивая эта буква!», «Ты написал целое предложение!», «Ты разделил 279 на 3 и не ошибся!». Так, чтобы закрепить радость от достигнутого результата.

Если результат хоть немного улучшился относительно вчерашнего, если есть любой прогресс, обязательно отметьте его: было 15 ошибок, стало только 10, как много правильных слов! Фиксация на удачных элементах помогает ребенку запомнить именно то состояние, когда он старался, постепенно «поймать» его и научиться воспроизводить, то есть научиться сосредотачиваться.

А ведь именно способность сосредоточиться по волевому усилию - одно из важнейших умений, которое человек выносит из школы. Каждый раз, когда вы хвалите ребенка за то, что он постарался и у него получилось, вы делаете для него все более знакомым и приятным состояние сосредоточенности.

Организуйте последовательность выполнения домашних заданий. Последовательность работы должна быть адаптирована к темпераменту конкретного ребенка и к тому, какие предметы даются ему легче. Ребенку, который быстро устает, надо начинать с трудных для него заданий, а легкие делать потом. Детям, которые медленно втягиваются в рабочий процесс, напротив, лучше начать с простого, а потом перейти к сложному. Однако взрослые могут варьировать эту последовательность, если состояние ребенка отличается от обычного  (устал, недавно болел, возбужден), чтобы самое сложное задание пришлось на время его максимальной работоспособности. Постепенно ребенок сам начнет понимать, с чего лучше начать, а что оставить напоследок.

В выполнении домашнего задания так же, как и в школьных занятиях, нужны перерывы. Перерыв нужно делать не тогда, когда ребенок устал, а чуть раньше. Для этого вам придется внимательно наблюдать какое-то время, пока вы не поймете примерно, сколько может работать подряд именно ваш ребенок. Может быть, это будут три минуты, а то и две. Значит, заканчивать надо за полминуты до этого, пока ребенок не почувствовал изнеможения. В перерывах между уроками нежелательно лежать, читать и тем более смотреть телевизор или играть в гаджеты. Напротив, полезно подвигаться, поиграть со взрослым, в это время можно проветрить помещение. Сюда же можно заложить упражнения в игровой форме для пальчиковой гимнастики и глаз, логопедические упражнения. Но переменку не стоит затягивать больше, чем на 3-5 минут, чтобы ребенок не «выпал» из ощущения, что он делает домашнее задание.

Выполнение домашних заданий можно моделировать. Если ребенок охотно играет в ролевые игры, полезно поиграть в то, что это вы сделали домашнюю работу, а ребенок ее проверяет. Можно играть с уже со сделанной им домашней работой, а можно выполнить ее самим (конечно, не в настоящей школьной тетради) и отдать на проверку «учителю». Тут важно помнить, что игра транслирует ребенку представление о том, как работает социальный процесс учебы, поэтому вы будете играть ХОРОШЕГО ученика. Отличницу (или отличника). Пусть ребенок с удовольствием поставит вам большую жирную пятерку красной ручкой! Кстати, при проверке чужих тетрадей правила запоминаются ничуть не хуже, чем при выполнении работы, так что не считайте игровое время потерянным - оно окупится.

Для детей с РАС особенно важно качество учебных материалов. Будьте внимательны к тому, какая ручка удобна для ребенка: тонко или густо пишет, не мажет ли. Толстые или тонкие карандаши ему удобнее держать? Предпочитает ребенок гладкие, мелованные, или наоборот, шероховатые листы в тетради? Какие обложки выбирает: однотонные или с рисунками? Вполне может быть, что любимые персонажи сделают тетрадь значительно более привлекательной и ценной в глазах ребенка. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на звуки во время выполнения домашней работы. Если звуки отвлекают, мешают, почему бы не попробовать работать в наушниках. Если ровный, жужжащий фон, камертон или классическая музыка помогают сосредоточиться, используйте их.

Информационные ресурсы

1.     Работа над домашними заданием ребенка с РАС (по видеоматериалам родительского клуба РОО помощи детям с РАС «Контакт» и статьям П.Л. Богорад)

2.     «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра» / Методические рекомендации по организации работы с детьми с расстройством аутистического спектра. / Маркелова Ю.И., Кольчугина Н.И., Монахова Н. А. Иваново, 2020 – 44 с.