понедельник, 28 марта 2022 г.

Работа с родителями: формы работы учителя-дефектолога с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые родители и читатели! Родители часто из-за большой любви к детям бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.

Выделяются следующие виды отношений родителей к  ребенку:

1.    Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, лишают его уверенности в себе.

Развитие ребенка – инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. 

Не следует думать, что  ребенок с нарушением интеллекта - это несчастный ребенок! Наоборот, его отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоционального нарушения.

Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи.  Для  этого  необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями.     

            Деятельность  специалиста с семьей начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей.

Важным  шагом при этом  является  получение обратной связи  от  родителей. Это тестирование, анкетирование, опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам. По результатам обратной связи составляю план работы по взаимодействию с семьями воспитанников,  подбираю   формы  работы. Предпочитаемыми    родителями   формами   совместной  работы  являются:

·                     1. Узкий круг общения педагога с родителями, вызывающий на откровенный разговор, выход на проблемы и нахождение конкретных путей их   решения. Провожу беседы, консультации, использую тренинг, видеоматериал, организую семинары. Веду блог группы с 2011 г., где информирую родителей о жизнедеятельности детей, о проведенных мероприятиях, знакомлю с методиками.   

В начале учебного года для родителей вновь поступивших детей провожу экскурсию по кабинету.

2. Индивидуальные встречи, где родители могут узнать результаты диагностических показателей,  получить консультацию.

3. Интересная и результативная форма работы с родителями - практическая  деятельность педагога с родителями. Это практикумы по выполнению домашних заданий, упражнений и игр,   мастер-классы по изготовлению оригинальных игр, лэпбуков, сказок на планшете, даже утренней гимнастики и росписи по стеклу, проведение ежегодных акций «Окна Победы» и  «Укрась окно традиционным чувашским узором».

4. Яркая и любопытная форма работы – выпуск стенгазеты «Вестник группы», которая выходит с 2011 года. Газета выпускается в год 2 раза.  Является итогом работы коллектива педагогов, детей и их родителей за полгода.

В мае планируется выпуск 27-го номера.

5. Участие родителей в жизни группы и ДОУ. Это активное участие матерей в проектной деятельности, на утренниках, в ежегодном фестивале сказок, в детских конкурсах муниципального, городского и республиканского значения.

Постоянно веду с родителями разъяснительную работу. Стараюсь рассказать о хоть самом незначительном успехе на занятиях, как реагировал ребенок, чем его можно заинтересовать. Помогаю родителям принимать конструктивные решения и правильно выбирать путь общения с ребенком.

Успех осуществления поставленных задач во многом зависит от характера взаимоотношений,  которые складываются между родителями и педагогами.