пятница, 12 марта 2021 г.

Снегопад, мороз и солнце: знакомим детей с природными явлениями

 







Здравствуйте, уважаемые родители и читатели блога!

С раннего возраста дети слышат загадочное слово «погода». О ней часто говорят по радио и телевидению, спрашивают друг друга взрослые. Вспоминают, собирая детишек на улицу: «Завяжи шарф, погода сегодня ветреная» или «Не забудь надеть панаму — погода жаркая». Постоянное упоминание о погоде со временем вызывает непреодолимое желание узнать про нее больше.

Если для крохи 2–3 лет вполне достаточно того, что солнышко на ночь ушло спать, а дождик – это небо расстроилось и плачет. Но для ребенка старшей группы детского сада изложение темы должно быть правдивым, отражающим реальность.

Перед педагогами в детском саду стоят следующие задачи:

- Формировать у детей представления о явлениях природы: тучи, облака, солнце, ветер, снег, время года.

- Знакомить детей с явлениями природы: водой, дождем, солнцем и ветром. Учить детей наблюдать за явлениями природы, за деятельностью людей в разное время года.  

- Знакомить детей с признаками времен года (осень: часто идет дождь, на деревьях желтые листья, которые постепенно опадают, дуют холодные ветра; зима: холодно, ветви деревьев без листьев, идет снег, на дорогах лед, зимние забавы; весна: тепло, тает снег, свисают с крыш сосульки, бегут ручьи, появляются первые цветы и первая травка; лето: жарко, теплые дожди, много насекомых и птичек, зеленые растения, летние забавы, много цветов, зеленых растений, приятные запахи леса, луга).

- Учить детей узнавать изображение осенней, зимней, весенней и летней  природы на картинках и иллюстрациях.

- Использовать в речи названия времен года.

- Расширять, систематизировать представления детей о временах года.

Некоторые природные явления в силу своей яркости, необычности или особенностей протекания всегда обращают на себя внимание детей. К числу наиболее приметных явлений относят образование облаков, выпадение атмосферных осадков, гром и молнию во время грозы, появление радуги, восход и заход солнца, листопад.

Чаще всего наше внимание привлекают кучевые облака — белые, пушистые, словно разбросанные по небу клочки ваты. Они располагаются ниже других, и увидеть их можно только в теплое время года. Зато как интересно наблюдать за ними и угадывать очертания фигур зверей, птиц, плюшевых игрушек, плывущих под парусами кораблей, танцующих людей!

Менее красивы перистые облака. Но и в них есть нечто необычное. Нежные, полупрозрачные, они похожи на тонкую вуаль, перья или бахрому и находятся выше всех.

Барашки из среднего яруса представляют собой валы бело-серого цвета, а низко нависающие слоистые облака напоминают бесформенную темную массу. В основном они и дают осадки — от слабо моросящего дождя до сильного непродолжительного ливня.

Несмотря на то, что облака находятся высоко над землей, мы можем без труда побывать внутри них. Достаточно погулять в тумане, который очень похож на лежащее на земле облако. Он тоже состоит из скопления множества крошечных капель.   

Легкий туман называют дымкой.

Солнце, воздух и вода - это  главные причины, влияющие на погоду.

Солнце дает свет, тепло, энергию. Постоянно жаркая погода отмечается вблизи экватора, так как солнце почти всегда находится над головой. На Северном и Южном полюсах очень холодно, потому что там солнечные лучи лишь скользят по поверхности земли. Ученые определили: пустыня Сахара в Северной Америке — самое солнечное место. А самое жаркое - в Ливии, где температура в тени достигает 58 °С, и на нагревшихся камнях можно жарить яичницу.

Воздух  бесцветен, прозрачен, невидим, и не только окутывает землю, но и содержится во всем, что нас окружает. Днем воздушная оболочка защищает земную поверхность от обжигающих солнечных лучей, ночью не дает ей быстро остывать.

Постоянное движение воздуха приводит к появлению такого явления, как ветер. Он бывает легким, едва шевелящим листву, а также сильным, способным пригнать или разогнать облака, и  ураганным, разрушающим дома.

Вода везде, даже в воздухе. Как она туда попадает? Испаряется с поверхности морей и океанов, рек и озер, земли и листьев, травы. Поднимаясь с теплым воздухом вверх, водяной пар охлаждается и снова превращается в капельки воды — образуются облака. Когда капель собирается слишком много, они сливаются друг с другом и проливаются дождем. Дождевая вода просачивается в землю, собирается в ручьи и реки, которые впадают в моря. Так происходит круговорот воды в природе.

От погоды зависит, как люди одеваются, что едят, каких животных и какие растения разводят.

Знакомя наших воспитанников с явлениями природы, мы применяем, в первую очередь, наглядные методы. Это различный иллюстративный материал, картинки, электронные презентации. Наряду с наглядными применяем словесные методы: короткие доступные рассказы, стихи, потешки и пальчиковые игры, а также практические методы. Это наблюдения и эксперименты.  

Применение данных методов способствует постепенному и последовательному освоению детьми представлений о природных явлениях и развитию у детей интереса.

Всю зиму мы с детьми наблюдали  за снегопадом, за снежинками, играли в снежки.  Мы показывали детям, как из снега получается вода, а из воды - лед.

Хотя по календарю уже март, а на дворе еще холодно и даже морозно. На улице и на участке много снега. Мы  продолжили закрепление свойств снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает). Также закрепляли понятие о морозе.

ЗАКРЕПЛЯЕМ ТЕМУ ДОМА

Чтобы малыш лучше запомнил то, о чем ему рассказали, полезно задействовать разные виды памяти и восприятия, то есть организовать различные занятия: показать ребенку картины художников с временами года; почитать сказки, в которых присутствуют природные явления, стихи; подобрать загадки-описания о разных явлениях; наблюдать за природой (ночью нет солнца, днем не видно звезд, зимой нет цветов); проводить простые опыты (включить в ванной горячую воду – через некоторое время образуется «туман»; принести снег в дом и убедиться, что он растает в тепле; посеять, например, петрушку и поливать, пока не появятся всходы, – вот для чего нужна вода в почве); заняться творчеством: мама может показать ребенку, как нарисовать снежинки, капельки дождя, деревья в ветреную и тихую погоду; как вылепить из пластилина или выложить из разноцветных пуговиц аппликацию радуги или морозного узора; поиграть: предложить малышу полетать, как листочек, покружиться, как снежинка, подняться и опуститься, как солнышко на рассвете или закате.
 

Краткое описание природных явлений зимой.

Метель (метелица, вьюга) – это перенос снега ветром. Причем перемещение снега обычно происходит в одном направлении. Переноситься может как падающий снег, так и ранее выпавший.

Пурга – это перенос уже выпавшего снега холодным ветром. Пурга возникает в равнинной местности. Пурга и буран – это одно и то же природное явление. Разница лишь в том, что разные регионы используют разные названия.  

Пороша — выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы жировавших (то есть бегавших для отыскания корма) ночью животных.   

Поземка – холодный ветер, вея по поверхности почвы, поднимает снежные массы на небольшую высоту, кружит их, создавая своеобразные воздушные завихрения. Иногда порывы ветра продолжительное время могут быть направлены в одну сторону, тогда снег образует небольшие сугробы и присыпает выемки и овражки.

Град. Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идёт летом вместе с дождём.

Снег – это когда водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не те снежинки, какие падают на землю, они ещё очень малы. Но шестиугольный кристаллик всё время растёт, развивается и, наконец, становится удивительной красы звёздочкой.

Все снежинки каждой своей формы, и две одинаковые снежинки найти невозможно.

Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

Узоры на окне – это когда теплый воздух из комнаты, в котором всегда присутствует водяной пар, прикасается к стеклам на окнах, за которыми стоит морозная погода. В такую погоду стекла на окнах очень холодные, такие холодные, что пар превращается в лед. А превращение  в волшебный ледяной лес зависит от тех условий, при которых происходит замерзание: от температуры воздуха, от количества в нем водяного пара, от наличия примесей в воздухе, от чистоты стекла и расположения на нем мельчайших царапинок и трещинок. Одинаковые условия дважды никогда не повторяются. Поэтому, как и снежинки, рисунки на окнах никогда не бывают одинаковыми.  

Иней чаще рождается по ночам, когда холодает. Этому помогает слабый ветер – он остужает. Форма кристаллов зависит от температуры. Когда она падает ниже –15°С, они похожи на короткие иголки, если потеплеет – иней становится пластинчатым.  

Туман обычно появляется ночью или рано утром в низинах и над водоемами, когда холодный воздух опускается на теплую землю или воду.

Он окутывает все вокруг: дома, машины и людей.  

Образуется туман в тихую, спокойную погоду. Но с восходом солнца земля и воздух нагреваются, и туман рассеивается и исчезает совсем!

Народные приметы, связанные с погодой:

Туман летом — к ясной погоде, зимой — к оттепели.

Туман стелется по земле, значит, будет жара.

Мощные кучевые облака (белые, пушистые, словно разбросанные по небу клочки ваты) — непременные спутники устойчивой хорошей погоды.

Равномерно серые слоистые облака, за которыми не видно солнца, сулят ненастье.

Перистые облака, вытянутые по всему небосклону, предупреждают о дожде.

Появление на голубом небе белых барашков предвещает перемену погоды и возможное выпадение осадков.

Закат солнца пурпурного цвета — летом к ветреной погоде, зимой к бурану.

Восход солнца белого цвета — к дождю.

Луна ослепительно белая — к холоду, красная — к ветру.

Звезды сильно мерцают — к ненастью.

Облака больших размеров движутся против ветра — к грозе.

Сильный ветер при дожде — к хорошей погоде.

Глухой гром — к тихому дождю, раскатистый — к ливню.