Здравствуйте, уважаемые родители и читатели блога!
Ежегодно 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна с целью привлечения внимания общественности к людям с этим синдромом. Среди воспитанников нашей группы есть четыре ребенка с синдромом Дауна в возрасте от 6 до 8 лет. http://www.polismed.com/articles-sidrom-dauna-prichiny-simptomy-i-priznaki-diagnost.html
На сегодняшний день известны случаи
психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в
результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились
полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить
высшее образование.http://www.minibanda.ru/u/44630/note/izvestnye-lyudi-s-sindromom-dauna
Это говорит о том, что работа с такими
детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших
душевных и физических затрат.
Во всем мире людей с синдромом Дауна
называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны.
Они просто не способны кого - либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии.
Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать,
читать, шалить, узнавать что-то новое. Обделенный здоровьем и некоторыми
способностями, ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный
подарок – прекрасные душевные качества. Дети – Дауны очень ласковы, добры и
нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить,
натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей. Даунята, как индикатор,
безошибочно определяют сущность человека.
Но жить, развиваться, учиться и
проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви.
Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи,
так и всего общества.
Достаточно большая практика в воспитании
детей в специальных учреждениях и условиях семья показала, что многие из них
способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.
Некоторые осваивают элементы грамоты и
конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут
приспособиться к жизни в семье и обществе.
Поведение детей с болезнью Дауна в
основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием,
ласковостью.
В эмоциях преобладает положительный
тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не
сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.
Детям с болезнью Дауна доступны
некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие
пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по
форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом
Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
Основным дидактическим принципом в
обучении детей с синдромом Дауна является взаимодействие разных каналов восприятия, то есть
разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность
обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и
кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими
шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Родителям необходимо ежедневно делать с
ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что
главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия.
Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им
материал (картину, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные
буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т. д.
Дети - Дауны не умеют вглядываться, не умеют
самостоятельно рассматривать. Для детей с болезнью Дауна характерны трудности
восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем
мире. Часто дети 8-9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в
помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении
времени на часах, дней недели, времен года.
Трудности в освоении речи у детей
с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха,
снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта,
задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом
Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на
слуховое восприятие и умение слышать последовательные звуки
окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов.
В результате
вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна,
подлежащим коррекции:
- дети с синдромом Дауна часто говорят быстро
или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова
набегают друг на друга;
- в возрасте 11-13лет у этих детей возникает заикание;
- медленный темп усвоения речи окружающих, слабое
развитие фонематического слуха;
замедленный темп артикулирования;
- дизартрия. Таким детям сложно не только произносить звуки, но жевать,
глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и
плавность речи;
- словарный запас очень мал, пассивный словарь
превышает активный.
Цель коррекционной
работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к
жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные
способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов,
развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они
могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу,
повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Достижением
поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
o
Развитие психических функций детей в процессе работы и
как можно более ранняя коррекция их недостатков;
o
Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них
правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они
должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности.
Большое необходимо уделить внешним формам поведения;
o
Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания
и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо
вырабатывать навыки самообслуживания;
o
Сенсорное воспитание является одним из направлений
коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает
у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как
ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с
синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап
адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания
ведется по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем.
I направление - формирование представления о цвете предметов. Задача
этого этапа – глобальное отождествление ребенком предметов. Данная работа
проходит в 7 этапов.







II - Формирование представлений о форме предметов проходит те же
этапы, что и формирование представлений о цвете.
2.1 Идентификация предметов в целом
2.2 Идентификация предметов по форме
2.3 соотношение формы предмета с эталоном формы
2.4 Выбор геометрической фигуры по словесной
инструкции
2.5 формирование умения словесно обозначить форму
предмета
2.6 обобщение разноцветных геометрических фигур
2.7 классификация по форме, без контурных эталонов
2.8 нахождение в окружающем мире предметов
определенной формы
2.9 Изготовление аппликаций из геометрических фигур
III – формирование представлений о величине
3.1 формирование представлений о больших
и маленьких предметах
3.2 формирование представлений о длине предмета:
«длинный-короткий»
3.3 формирование представлений о ширине: « широкий-узкий»
3.4 формирование представлений о высоте «высокий-низкий»
IV – Формирование пространственных представлений
4.1 формирование ориентации в пространственном
окружении на себе:
«Я – точка отсчета»
4.2 формирование ориентации в пространственном
окружении другого человека
4.3 ориентировка по основным пространственным
направлениям ( лицо, туловище, грудь, голова – находятся вверху, ноги – внизу,
животик – спереди, спинка – сзади)
4.4 ориентация на листе бумаги
V – Формирование представлений о времени
5.1 Формирование суток
5.2 Формирование представлений о временах года
5.3 формирование временных понятий:
« вчера – сегодня – завтра».
5.4 Формирование временных понятий: « дни недели»
VI Формирование тактильно двигательного восприятия
6.1 Ориентация в тактильных ощущениях
6.2 развитие зрительно двигательной координации
6.3 развитие стереогнозиса – это узнавание предмета и
фактуры материала на ощупь
VII – коррекция слухового восприятия – имеет первостепенное значение для
развития речи
7.1 слуховое восприятие не речевых звуков
7.2 слуховое восприятие речевых звуков
7.3 развитие ритмического слуха
VIII – коррекция мышления
Мышление обеспечивает не только мышление ребенка, но и
его социализацию.
Коррекционное
обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии
ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Главное правило реабилитации детей
с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а
вовлеченность в « обычную « жизнь – общение с близкими и сверстниками,
учеба и занятия в кружках.