суббота, 18 апреля 2015 г.

Солнечные дети

Здравствуйте, уважаемые родители и читатели блога!
Ежегодно 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна с целью привлечения внимания общественности к людям с этим синдромом.
Среди воспитанников нашей группы есть четыре ребенка с синдромом Дауна в возрасте от 6 до 8 лет. http://www.polismed.com/articles-sidrom-dauna-prichiny-simptomy-i-priznaki-diagnost.html   
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий  психологов и дефектологов они становились полноценными  людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование.http://www.minibanda.ru/u/44630/note/izvestnye-lyudi-s-sindromom-dauna
    Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.
    Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого - либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что-то новое. Обделенный здоровьем и некоторыми способностями, ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок – прекрасные душевные качества. Дети – Дауны очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей. Даунята, как индикатор,  безошибочно определяют сущность человека.
     Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви.  Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.
    Достаточно большая практика в воспитании детей в специальных учреждениях и условиях семья показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.
   Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти  дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.  
   Поведение детей с болезнью Дауна  в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.
    В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.
     Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
    Основным дидактическим принципом в обучении  детей с синдромом Дауна является взаимодействие разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух  и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей.  Родителям необходимо ежедневно  делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия.  Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину,  текст и т.д.). Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы,  звуки, слова и т. д.
Дети - Дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто дети 8-9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года.
     Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом  Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слышать последовательные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
     
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности  в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов.  
       В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:
 - дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;
- в возрасте 11-13лет у этих детей возникает заикание;
- медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха;
замедленный темп артикулирования;
- дизартрия. Таким детям  сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи;
- словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став  взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать,  выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
         Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
o   Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;
o   Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;
o   Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;
o   Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации  ребенка с синдромом Дауна в социум.
       Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведется по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем.
I направление  - формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа – глобальное отождествление ребенком предметов.  Данная работа проходит в 7 этапов.
*      Идентификация предметов по признаку цвета.
*      Соотношение цвета предмета с эталоном цвета
*      Выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого
*      Формирование словесного обозначения цвета предмета
*      Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета
*      Обучение передаче цвета предмета продуктивной деятельности
*      Формирование представления  о форме предмета.
II  - Формирование представлений о форме предметов проходит те же этапы, что и формирование представлений о цвете.
2.1  Идентификация предметов в целом
2.2 Идентификация предметов по форме
2.3 соотношение формы предмета с эталоном формы
2.4 Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции
2.5 формирование умения словесно обозначить форму предмета
2.6 обобщение разноцветных геометрических фигур
2.7 классификация по форме, без контурных эталонов
2.8 нахождение в окружающем мире предметов определенной формы
2.9 Изготовление аппликаций из геометрических фигур
III – формирование представлений о величине
   3.1 формирование представлений о больших и маленьких предметах
3.2 формирование представлений о длине предмета: «длинный-короткий»
3.3 формирование представлений о ширине: « широкий-узкий»
3.4 формирование представлений о высоте «высокий-низкий»
IV – Формирование пространственных представлений
4.1 формирование ориентации в пространственном окружении на себе:
«Я – точка отсчета»
4.2 формирование ориентации в пространственном окружении другого человека
4.3 ориентировка по основным пространственным  направлениям ( лицо, туловище, грудь, голова – находятся вверху, ноги – внизу, животик – спереди, спинка – сзади)
4.4 ориентация на листе бумаги
V – Формирование представлений о времени
5.1 Формирование суток
5.2 Формирование представлений о временах года
5.3 формирование временных понятий:
« вчера – сегодня – завтра».
5.4 Формирование временных понятий: « дни недели»
VI Формирование тактильно двигательного восприятия
6.1 Ориентация в тактильных ощущениях
6.2 развитие зрительно двигательной координации
6.3 развитие стереогнозиса – это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь
VII – коррекция слухового восприятия – имеет первостепенное значение для развития речи
7.1 слуховое восприятие не речевых звуков
7.2 слуховое восприятие речевых звуков
7.3 развитие ритмического  слуха
VIII – коррекция мышления
Мышление обеспечивает не только мышление ребенка, но и его социализацию.
          Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
      Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в « обычную « жизнь – общение с близкими и сверстниками,  учеба и занятия в кружках.