
Вот и лето жаркое, скоротечное заканчивается. Вот-вот начнется новый учебный год. А начнется он с наблюдений за индивидуальными особенностями деятельности и поведения каждого ребенка и диагностики социального, познавательного, речевого развития. Предлагаю вашему вниманию статью об особенностях игровой деятельности наших воспитанников.
В
основу современного дошкольного образования положена концепция психологического
возраста как этапа детского развития. Каждый психологический возраст включает в
себя особые, качественно отличающиеся специфические отношения между ребенком и
взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов
(изобразительной, конструктивной, трудовой) деятельности и ведущий (игровой) тип
деятельности; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о
развитии его психики, сознания, личности.
Ведущая
деятельность - игра — особая форма освоения ребенком окружающей
действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их
воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает
ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми.
Формирование игровой деятельности направлено
на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и
воспитание умения играть со сверстниками. Предметно-игровые действия основаны
на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом
обязательно учитываются игровые предпочтения ребенка: для занятия — на первых
порах индивидуального — берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка.
Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию,
неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем
действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления
сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со
своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.
Только после формирования у детей представлений об отношениях между взрослыми (роль
каждого члена семьи, способы общения людей между собой) следует перейти к воспитанию у них умений
принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно
принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Игра воспитывает социально
приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение
требованиям ситуации и нормам морали.
В
ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о
различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.
Большое
место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок,
литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых
четко выражен характер действующих персонажей и их эмоциональное состояние,
позволяет детям приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного
реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу.
Организация
и оборудование игрового уголка в
соответствии с поставленными задачами обучения игре имеет не менее важное
значение.
В
целом обучение игре должно способствовать возникновению у детей самостоятельной
игровой деятельности, становлению сюжетно-ролевой игры.
Однако
у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность
формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно
не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать
опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде (Н. Г.
Морозова, 1976; А. А. Катаева, 1978, и др.). Следовательно, такая деятельность
не может служить средством коррекционного воздействия на развитие умственно
отсталого ребенка. Формирование всех видов детской деятельности происходит в
ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в
свободную деятельность детей. Многолетние исследования доказали, что только в
ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все
виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова,
С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.).
Предпосылкой
развития всех видов деятельности ребенка является появление определенных
потребностей, мотивов, интересов. Например, чтобы ребенок начал действовать с
предметами, у него должна возникнуть потребность в их употреблении, в овладении
способами действий с ними. Однако одной потребности для возникновения
деятельности недостаточно, ребенок должен научиться понимать цель деятельности
в доступной форме, в доступных пределах анализировать условия ее осуществления.
При этом малыш должен иметь уже достаточный уровень развития восприятия,
наглядно-действенного мышления, общей и тонкой ручной моторики.
Низкий
уровень развития восприятия у умственно отсталых детей раннего и дошкольного
возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться
в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем
нормально развивающиеся дошкольники.
Восприятие
не оказывает решающего воздействия на определение задачи и побудительных причин
действия. Но там, где эти основополагающие условия — мотив, цель, задача — уже
существуют, развитие деятельности существенно зависит от возможностей
восприятия, от уровня сенсорного развития. Слабое развитие восприятия
оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода
от одного вида деятельности к другому, что, несомненно, отрицательно
сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышления,
воображения, речи) и личности в целом.
Поэтому
на начальном этапе весь обучающий процесс с умственно отсталыми детьми
организуется взрослым: он ставит цель, анализирует; условия и средства
достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку
их выполнения. А ребенку необходимо
научиться
принимать поставленную взрослым цель, вслед за анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.
принимать поставленную взрослым цель, вслед за анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.
Лишь
наличие всех вышеперечисленных элементов обучающего процесса обеспечивает успех
коррекционной работы по развитию каждого вида детской деятельности у
дошкольников с нарушением интеллекта.
Следовательно,
элементы учебной деятельности формируются у умственно отсталых детей раньше,
чем другие виды детской деятельности. На основе уже имеющегося (хотя бы на
начальном уровне) развития элементов учебной деятельности организуется работа
по становлению ведущей и типичных видов детской деятельности.
Характеризуя разнородную группу детей с
умственной отсталостью отмечу, что большинство
детей с выраженной умственной отсталостью обнаруживают слабо выраженный и
неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой
познавательной активности. Как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и
они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент
попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом. Поэтому
интерес является кратковременным, неустойчивым и ребенок быстро бросает
игрушку. У отдельных детей наблюдается
избирательный интерес к игрушкам. Выделяются даже любимые игрушки, с которыми
они предпочитают играть. Однако этот интерес размыт. Недифференцирован,
неустойчив, что проявляется в отсутствии даже кратковременного поглощения игрой.
Случайные раздражители быстро отвлекают внимание от игры. После чего игра
прекращается. К тому же у этих детей не сформирован целевой компонент. Часто
механически или по подражанию взрослому он выполняет те или иные простые
манипулятивные действия с игрушками, нередко не отражающие ни физических
свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием длительного обучения у
некоторых детей формируется умение осознанно ставить элементарную цель в игре с
помощью взрослого (покатать куклу в коляске, покормить куклу и т.п.). Вне специально организованного обучения дети с умеренной и выраженной
умственной отсталостью в возрасте 8-9 лет овладевают игровыми действиями
процессуального характера, которые многократно, стереотипно, однообразно
повторяют, как правило, не сопровождая их эмоциональными реакциями и речью.
Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей этой
категории. Функция замещения спонтанно у них формируется. Поэтому необходимо
учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в
качестве заменителей, например: кубик-мыло, стол, стул и т.д., стул-мотоцикл,
лошадка и т.п., палочка-градусник, расческа и др. Формирование игровой деятельности у всех детей
построено на основе комплексного подхода, который включает следующие
компоненты:
·
Организация
предметно-игровой среды;
·
Обогащение
жизненного опыта детей;
·
Обучающие игры;
·
Общение
взрослого с детьми в процессе игры.
Целенаправленное формирование игры показало
возможности ее развития при условии вовлечения детей в процессе совместной
деятельности со взрослым: выявление и учет имеющихся нарушений развития;
правильная организация обучающей среды; раннее начало коррекционно-педагогической
работы использование показа и демонстрации способов обыгрывания игрушек;
разъяснения смысла совершаемых действий, с обязательным речевым сопровождением
их последовательности. В структуре учебно-воспитательной деятельности в
учреждении педагогу отводится ведущая роль в организации
коррекционно-образовательной среды.
Литература:
1.
Баряева Л.Б.,
Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального
развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена;
Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»). - 416 с.
2.
Баряева Л.Б.,
Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным
недоразвитием /Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование.- М.:
Изд. МГУП, 1999.-С.46-50.
3.
Вопросы
воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред.Л.П.
Носкова.-М., 1980.
4.
Выготский Л.С.
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966.-№
6- С. 62-76.
5.
Гаврилушкина
О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.:
Просвещение, 1980.
6.
Соколова Н.Д.
Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание
аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой.-
М.: Просвещение, 1993.- С. 135-147.
7.
Эльконин Д.Б.
Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
8.
Федосеева О. А.
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью //
Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 489-491. — URL
https://moluch.ru/archive/46/5680/