понедельник, 26 ноября 2018 г.

Настольный театр - средство развития фонематического слуха


Здравствуйте, уважаемые родители и читатели!
Поделюсь опытом работы с умственно отсталыми детьми.  Быть может, кому-то из коллег или родителям он будет полезен.
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и школьникам. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):
— плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
— недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
— дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
— отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т. д.).
Умение слушать и слышать; реагировать на слово, как на сигнал (начало формирования эмоционально-волевой сферы); различать качества человеческого голоса: тембр, силу, интонацию, высоту – все это необходимо для развития фонематического (речевого) слуха.
В школе ученику необходимо воспринять и переработать значительное количество информации: сообщения, указания, объяснения учителя.
Разновозрастную группу «Божья коровка» для детей с умственной отсталостью посещают десять детей. Из них четверо могут воспроизвести за  педагогом один звуковой сигнал – это может быть хлопание в ладоши, постукивание карандашом и т.д. Двое из них могут воспроизвести  два сигнала и ни один из детей не может воспроизвести три и более сигнала.
Как известно, театрализованная деятельность в дошкольном воспитании  имеет огромные возможности, так как является универсальной,  игровой, социально направленной и коррекционной. Именно поэтому через театр и его возможности мы решили развивать речевой слух у детей группы.
С этой целью мы изготовили обучающее (дидактическое) пособие с логопедическими играми и сказками "Три медведя", "Маша и медведь". Они способствуют формированию восприятия выразительности речи и развитию слухового внимания у детей.
Оборудование:
Мягконабивные, авторские куклы (выполнила воспитатель Марина Вячеславовна Демидова); прозрачные и непрозрачные пластиковые бутылки с наполнителем из разных круп; резинки с липучкой на бутылки; декорацией послужили объемные ширмы, а также мини-макеты.
Игра "Найди такой же звук" (по Чиркиной Г.В.)
Цель: научить детей различать звуки по силе.
Прозрачные и непрозрачные белые бутылки в количестве 8 шт. (по 4 шт. каждого цвета) наполняются разными крупами (горох, гречка, пшеничка, манка). Педагог демонстрирует звучание каждой бутылки, отмечая характер звучания: от громкого до тихого. Затем учит находить пару к прозрачной бутылке среди белых.






Игра "Угадай, кто сказал"
Цель: научить детей различать звуки по высоте, силе и тембру.
Детям предлагается прослушать сказку «Три медведя». Первый раз педагог читает сказку без интонационного оформления, а второй раз - выразительно. У детей выясняется, какое чтение им больше понравилось и почему. Потом им разъясняется, что голос при чтении можно изменить: можно говорить быстро, медленно, громко и нежно и т.д. После второго прослушивания обсуждается, какими голосами говорил каждый из медведей. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту и силу голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу.
Игра "Найди героям звуки"
Цель: научить детей соотносить неречевые и речевые звуки по высоте, силе и тембру.
В этой игре используются только белые, непрозрачные бутылки.
Педагог по звучанию бутылки и фраз из текста учит соотносить звуки по высоте, силе и тембру. Каждый герой сказки «приклеивается» к определенной бутылке.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения / Худ. Ю. Гуров.- М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. – 120 с.: ил.