четверг, 19 декабря 2019 г.

В ожидании чуда... Проект "Скоро Новый год"




Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
Вот-вот наступит Новый 2020 год. Наши дети и мы, взрослые, всегда с нетерпением ждем этот праздник как чудесную историю, сказку, волшебство.
И мы, на пороге Нового года, запустили в нашей группе "Божья коровка" проект об этом замечательном празднике, поистине всенародном. 


МБДОУ «Детский сад №44 «Поляночка»
город Новочебоксарск Чувашской Республики


Проект «Скоро Новый год»
в разновозрастной группе для детей с умственной отсталостью
 (интеллектуальными нарушениями)
Елка-елочка, пришла к нам в детский сад порадовать ребят! 

                                                                                                                                        Автор проекта:
учитель-дефектолог Налимова Ирина Львовна

                                                                               2019 г.

Вид проекта: информационно – практический.
Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад №44 «Поляночка» города Новочебоксарск; разновозрастная группа «Божья коровка» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Проблема: Во-первых, у детей очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность. Для эмоциональной сферы характерны малодифференцированность, бедность переживаний.  
Во-вторых, дети и родители мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всѐ готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю атмосферу эмоций и впечатлений,  а так же узнать народные традиции празднования Нового года.
Цель проекта: Приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с новогодним праздником и его традициями.
Задачи проекта:
Образовательные:
·         Систематизировать представления о новогоднем празднике, его характерных особенностях.
·         Осуществлять необходимые действия в заданной последовательности.
Развивающие:
·         Развивать коммуникативные умения детей.
·         Развивать фантазию и творческие способности детей через продуктивные виды деятельности.
·         Развивать у детей двигательные, ритмические способности и умения.
Воспитательные:
·  Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности, любовь к народным традициям.
·         Воспитывать уважение к народным традициям, желание их поддерживать.
·    Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.
·         Стимулировать детей к общению в ходе подготовки к празднику.
Родители:
Привлекать родителей к сотрудничеству.
Педагоги:
Организация и создание предметно – игровой праздничной среды, проведение Новогоднего праздника.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 12.12.2019г.- по 26.12.2019г.)
Участники проекта:
  • ·         дети  разновозрастной группы «Божья коровка»
  • ·         родители
  • ·         педагоги


Ожидаемые результаты реализации проекта:
Для детей:
·        Дети охотно участвуют в подготовке и проведении праздника в детском саду. 
·  У детей систематизируются представления о новогоднем празднике, его характерных особенностях.
·         Дети осуществляют необходимые действия в заданной последовательности.
·         Развиваются коммуникативные умения детей.
·         Развиваются творческие способности детей через продуктивные виды деятельности.
·         У детей развиваются двигательные, ритмические способности и умения.
·     Детям нравится участвовать в коллективной предпраздничной деятельности, нравится народная традиция украшать жилища, елку, ожидание прихода Деда Мороза с подарками и Снегурочки.
·      Дети хотят поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.
·       Дети активно общаются в ходе подготовки к празднику.
Для родителей:
Педагоги, дети и их родители активно сотрудничают в процессе проектной деятельности.
Продукт проекта: 
1.        Праздничное оформление группы.
2.        Выставка творческих работ «Зимнее настроение».
3.    Новогодний праздник «Здравствуй, Новый год!»

Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с 12 декабря по 26 декабря.
Распределение деятельности по этапам проекта
этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность родителей
1.Подготовительный
12 -13 декабря
 Определение темы проекта. Формулировка цели и задач проекта. Составление плана мероприятий. Подбор бесед, физкультминуток, пальчиковых игр, разработка НОД.
Участвуют в определении знаний по теме проекта
Познакомить родителей с темой проекта. Вовлечь родителей в проектную деятельность.
2.Основной
16 -25 декабря
 Проведение бесед, НОД, дидактических игр, пальчиковых гимнастик, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта; организация чтения художественной литературы, стихов. Разучивание песен, просмотр мультфильмов.  
Участвуют в мероприятиях в рамках проекта
Участвуют в подготовке к новогоднему празднику, украшению группы.
Участвуют  в организации выставки творческих работ «Зимнее настроение»
3.Заключительный
26 декабря
 Новогодний утренник.
 Участвуют в определении знаний о Новом годе на заключительном этапе; Участвуют в утреннике «Здравствуй, Новый год!»
Посещают выставку творческих работ детей, а так же -новогодний утренник.


План реализации мероприятий проекта  
 День/Дата
 Утро
 Вечер
 Подготовительный  этап
12 -13 декабря
Информирование детей и родителей о предстоящей деятельности; подбор аудиоматериала, методической литературы по теме, наглядных пособий, презентации.
Основной этап
1 день
16 декабря
Беседа «Новогодние традиции»  
Цель: Знакомить детей с традициями встречи Нового года в России.
Занятие по лепке «Снегурочка танцует»  
Цель: вызвать интерес к сказочному герою, стремление передать его в лепке.
Украшение группы  
2 день
17 декабря
Дидактическая игра «Сделай снеговика»  
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
НОД по рисованию ватными палочками «Сыплется снежок на елочку»
Цель: продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из нескольких кругов. Закрепить навыки рисования по контуру, не выходя из него. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорции.
Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев и рук.
3 день
18 декабря
НОД Аппликация «Елочка в снегу»  
Цель: Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки.
НОД по развитию речи: «Зима – время года»  
Цель: продолжать формировать у детей грамматический строй речи. Учить детей выполнению действий с разными глаголами и составлять фразы по картинке.    
Музыкальная подвижная игра «Снег-снежок»
Цель: учить детей повторять слова за педагогом и выполнять действия согласно тексту.
4 день
19 декабря
Дидактическая игра «В лесу родилась елочка»  
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Консультация для родителей «Новый год и дети»   
Просмотр  презентации    «Новый год»  
Цель: доставить детям радость от просмотра презентации, учить делиться впечатлениями.

Малоподвижная игра «Елочки-пенечки»  

Цель: развивать слуховое восприятие, общую моторику.
5 день
20 декабря
Чтение стихотворений: «В лесу родилась елочка» Р. Кудашова; «Елка» К. Чуковского  
Цель: познакомить детей с творчеством. Учить   внимательно слушать стихи, повторять строчки за педагогом.
Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»  
Цель: развивать зрительное внимание.
Изготовление подарка для сотрудников "Символ года" (карандашницы-мыши)


6 день
23 декабря
 Беседа «Праздник – это весело»   
Цель: продолжать знакомить с таким праздником, как Новый год; развивать умение отвечать на вопросы, активизировать словарь; воспитывать умение выслушивать рассказ воспитателя.
Занятие по математике «Путешествие к зимушке-зиме»   
Цель: закреплять математические знания, умения и навыки посредством игры – путешествия.
Дидактическая игра «Сложи елочку»  
Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.
Разучивание песен «Дед Мороз», «Елка», «У тебя, Дед Мороз»


7 день
24 декабря
Пальчиковая игра «Зимние забавы»   
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев
Просмотр мультфильма «Снегурочка»   
Цель: доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями.


8 день
25 декабря
Коллективное конструирование воспитателя и детей (с привлечением родителей): «Вот так елочка!». 
Цель: приучать детей к подготовке совместно с родителями материала для аппликации. Привить желание создавать поделки своими руками. Развитие чувства формы. Привитие умения работать ножницами. Создание новогоднего настроения. 
НОД по ознакомлению с окружающим «Новый год»
Цель: уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – новогоднем празднике.

Дидактические игры: 
«Что на елке, а что (кто) под елкой?» Цель: закрепить понимание предлогов на. под, активизировать словарь по теме
«Выложи елочку» (со  счетными палочками)
Цель: формировать мышление, конструктивные способности.


Заключительный этап
9 день
26 декабря
Новогодний утренник.
Посещение выставки творческих работ «Зимнее настроение»



Литература:
1.      Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа/О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013.- 142 с.
2.      Нуйкина Е.Л. Пластилиновая сказка. Конспекты занятий для детей 3-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2018. -128 с.
3.      Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду Младшая группа (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие.- М.: Издательский дом «Цветной мир». 2013. – 144 с.
4.      Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б.Баряевой, И.Г.Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009. -256 с.: ил.
5.      Ершова Н,В., Аскерова  И.В., Чистова О.А Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 176 с.

Приложения:
Приложение 1. Конспекты НОД
Приложение 2. Консультация для родителей «Новый год и дети»
Приложение 3. Пальчиковые игры, новогодние песни и стихи.
Замечательные новогодние мыши -
совместное творчество воспитателя с ребятами
Просмотр презентации "Новый год"
Очень хочется играть
В новенькие игры.

Наконец-то, пушистая красавица дождалась
своего выхода в свет

Очень приятно дарить подарки..




И получать подарки тоже приятно!




В первый раз увидел Деда Мороза и ...убежал от него 

Но он меня догнал на ковре и как дал...подарок!



Не хватило рамки...

Приложение 1.    
   18 декабря. Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительного возраста в             разновозрастной группе  для детей с умственной отсталостью 
  (интеллектуальными     нарушениями) 
   Тема «Зима-время года»
  Программное содержание.  Продолжать формировать у детей грамматический строй речи.     Учить   детей выполнению действий с разными глаголами и составлять фразы по картинке.   Продолжать  разучивать с детьми стихи, загадки, считалки, пословицы и поговорки; поощрять  их    использование  детьми в процессе игры и общения. 
 Материал. Материалыноутбук, флешка с записью вьюги, снежинка, картина «Зима» 

Ход занятия.

  I . Оргмомент. Звучит аудиозапись «Звуки вьюги». -Посмотрите, прилетела Снежинка.  

  II. Основная часть.  1) Д/и «Отгадай загадку»:     
   На полянку, на лужок
   Тихо падает снежок! 
   Улеглись снежинки–белые пушинки!
   Всё кругом белым–бело,
   Много снегу намело!»
  -Когда это бывает? (Зимой)
   2) Д/и «Какая бывает зима?» -Зимой холодно. Значит, какая зима(Холодная).
   -Зимой много снега. Значит, зима какая(Снежная). -Если зимой стоят морозы,       то зима(Морозная). - Зимой очень красиво, зима какая….(Красивая)
- Зимой все белым бело, значит зима какая….(Белая)    
  3) Физминутка  «Мы во двор идём гулять»
  4)  Рассказ по картине «Зима»
  -Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину. Какое время года изображено на       этой картине(Зима)
  -Почему вы так думаете? (лежит снег, дети одеты тепло)
  -Кто нарисован на картине(на картине нарисованы дети)
  -Кто находится на горке? (Девочка и мальчик)
  -Что делает девочка? (Девочка катается на ледянке)
  -А что делает мальчик? (Мальчик сидит на снегокате)
  -Почему мальчик не съезжает с горки? (мальчик ждёт, когда съедет девочка) 
  -Почему? (чтобы не столкнуться)
   Нельзя съезжать с горки, пока не отошёл в сторону предыдущий спускающийся!  
  -Рядом с горкой построена снежная крепость. Во что играют ребята? (ребята играют в снежки)
  -Какое настроение у ребят? (веселое, радостное) Почему вы так решили? (дети улыбаются) 
  -А теперь давайте вместе расскажем Снежинке, что происходит на картине.
   Наступила (зима). Выпало много (снега). Дети вышли на….(улицу). Таня и Ваня стали                 
  кататься с ….(горки) на (ледянке и снегокате). А Миша, Серёжа и Лена построили ….(снежную    крепость) и стали играть в (снежки). Детям было очень (весело и радостно).
   III. Итог занятия.  - Снежинке пора улетать от нас к своим подружкам. Вам понравилось играть     со Снежинкой? Попрощаемся с ней. Педагог выпускает Снежинку в окно.

 25 декабря. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего в      возраста в разновозрастной группе  для детей с умственной отсталостью       (интеллектуальными нарушениями)
   Тема «Новый год»
 Программное содержание. Учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и     отвечать на вопросы в ходе рассматривания. Развивать внимание, речь, мелкую и общую   моторику. Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». Вызвать радостное     настроение.
Предварительная работа: наблюдение за ёлочкой во время прогулки, рассматривание картин, иллюстраций на данную тему, чтение стихов, отгадывание загадок по данной теме.
Материал. Елочка и коробка новогодних игрушек, музыкальное сопровождение. Картинки Дед Мороз и Снегурочка.
Ход занятия.
I. Оргмомент. Раздаётся стук в дверь. Педагог, выйдя за двери, возвращается с ёлочкой и коробкой новогодних игрушек, говоря, что их оставил Дед Мороз.
II. Основная часть.  1) Беседа по игрушкам.
Вопросы к детям: - Что это? (Ёлка, игрушки). - Для чего нужны игрушки? (Чтобы наряжать ёлку). - Какой праздник скоро будет в детском саду? (Новый год).
- К празднику мы будем наряжать ёлку ёлочными игрушками (Достаёт и показывает игрушки из коробки).
-Что мы будем делать на празднике? (Петь песни, танцевать, водить хоровод
вокруг ёлочки).
- Кто придёт к нам на праздник? (Дед Мороз, Снегурочка, папы, мамы).
2) Беседа по картинке Дед Мороз и Снегурочка.
-Давайте рассмотрим деда Мороза, какой он? ( Большой, седой, с бородой). Посмотрите, во что одет дедушка? (Шапка, шуба, валенки, рукавицы).
- Какого цвета одежда у Деда Мороза?
Снегурочка - внучка деда Мороза, его помощница. Она хлопочет по дому,
помогает дедушке собирать подарки для ребят.
- Какого цвета одежда у Снегурочки?
-Что мы будем им рассказывать? (Стихи).
- Что принесёт Дед Мороз в своём большом мешке? (Подарки).
2) Физминутка «Зимой»
Мы погреемся немножко, (Натираем плечи)
Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем. (Топаем на месте)
И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям).
4) Беседа о елке. Вопросы к детям:
- Какая наша ёлочка? Большая или маленькая? (Маленькая) - Какого цвета ёлочка? (Зелёная)
- Есть ли у ёлочки листочки? (Нет) - А что вместо листочков есть у ёлочки? (Иголочки)
- Есть ли у ёлочки веточки? (Есть).
 На них мы будем вешать ёлочные игрушки. Потрогайте иголочки, какие они? (Колючие, твёрдые)
- Когда мы нарядим ёлочку, какая она станет? (Красивая, разноцветная)
5) Украшение детьми елки. Дети с дефектологом украшают елку под музыкальное сопровождение «Маленькой елочке холодно зимой».
 -А кто дома украшал елку? -Какая у вас дома елка: большая или маленькая?
-Какими игрушками вы ее украшали? (Ответы детей)
-Как люди в Новый год поздравляют друг друга? (Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т.д.).
III. Итог занятия. Дефектолог поощряет детей за речевую активность и украшение ёлочки.
                                                                                                                                           Приложение 2.                                                                                                                     Консультация для родителей
                                                                                                                                           Приложение 3.
Пальчиковая  гимнастика «Елочка»
Перед нами елочка (пальцы сцеплены в замок, пальцы подняты)
Шишечки (кулачки на столе), иголочки (выставить указательные пальцы).
Шарики (кулачки на груди), фонарики («фонарики»),
Зайчики (указательный и средний пальцы приставляем к голове и шевелим ими)
и свечки (ладони вместе)
Звезды (пальцы разъединяем на сложенных ладонях),
человечки (указательные и средние «шагают» по столу).

Музыкальная подвижная игра
«Снег-снежок по дорожке стелется…»
Е.Макшацева
Снег-снежок, снег-снежок,
Белая метелица,
Снег-снежок, снег-снежок,
По дорожке стелется.

Снег-снежок, снег-снежок,
Замело дорожки,
Снег-снежок, снег-снежок,
Тает на ладошке.

Мы налепим снежков,
Вместе поиграем,
и друг в друга снежки
Весело бросим.

Снег-снежок, снег-снежок,
Замело дорожки,
Снег-снежок, снег-снежок,
Тает на ладошке.

Нам тепло во дворе,
Не замерзли ушки,
Накатаем мы снег
В белый ком большущий.

Снег-снежок, снег-снежок,
Замело дорожки,
Снег-снежок, снег-снежок,
Тает на ладошке.
 
Песня «Елка»
Н. Найдёнова

Блестят на елке бусы,
Хлопушки и звезда.
Мы любим нашу елку -
Да, да, да!
Снегурочка в белой шубке
Приходит к нам всегда.
Мы с ней поем и пляшем -
Да, да, да!
И Дед Мороз веселый,
Седая борода,
Приносит нам подарки -
Да, да, да!

Песня-дразнилка
«У тебя, Дед Мороз"
1 куплет:
У тебя, Дед Мороз (хоровод)
Вот такая борода! (показ)
Хи-хи-хи, Ха-ха-ха! (Хлопки)
Вот такая борода!

2 куплет:
У тебя, Дед Мороз (хоровод)
Вот такие  брови, (показ)
Хи-хи-хи, ха-ха-ха! (Хлопки)
Вот такие брови!

3 куплет:
У тебя, Дед Мороз (хоровод)
Вот такая шапка, (показ)
Хи-хи-хи, ха-ха-ха! (Хлопки)
Вот такая шапка!

4 куплет:
У тебя, Дед Мороз (хоровод)
Вот такая шубка, (показ)
Хи-хи-хи, ха-ха-ха! (Хлопки)
Вот такая шубка!

5 куплет:
У тебя, Дед Мороз (хоровод)
Вот такие варежки, (показ ладошек)
Хи-хи-хи, ха-ха-ха! (Держатся за живот)
Вот такие варежки!

6 куплет:
У тебя, Дед Мороз, (хоровод)
Вот такие сапоги, (ноги на пятки)
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, (Хлопки)
Вот такие сапоги!


Песня «Дед Мороз»
А. Филиппенко
Дед Мороз, дед Мороз
Деткам ёлочку принёс,
Дед мороз, дед Мороз
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики.
А на ней фонарики,
Золотые шарики.

Дед Мороз, дед Мороз
Деткам сладости принёс.
Дед Мороз, дед Мороз
Деткам сладости принёс.
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
Вафли ароматные
И конфеты мятные.

Елка (К. Чуковский)
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на ёлочке
Игрушки —
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке
Флаги
Из пунцовой, из серебряной
Бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке
Матрёшки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что у ворот
Постучался Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!

В лесу родилась елочка
(Р. Кудашева)
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.

Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»

Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.

Везет лошадка дровенки,
На дровнях старичок.
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.

И вот ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла.
И много-много радости
Детишкам принесла.