воскресенье, 16 января 2022 г.

Как помочь ребенку с интеллектуальными нарушениями развить внимание?


Здравствуйте, уважаемые родители и читатели блога! Нарушение внимания является главной характеристикой  ребенка с интеллектуальными нарушениями. Источниками возникновения невнимательности  являются факторы, из которых основным является быстрая истощаемость психических процессов. У детей наблюдается постоянная, чрезвычайно легкая отвлекаемость. Вместе с  тем, специалисты рассматривают внимание как формирующийся навык. 







Выделяют три вида внимания:

- Непроизвольное. Оно возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.

- Произвольное. Оно возникает с возрастом, в процессе игры, обучения и общения со взрослыми. Оно требует от ребенка волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

- Послепроизвольное. Оно возникает как интерес, увлеченность , которые обычно снижают волевое напряжение в процессе игры, общения и работы.

Как правило, дети с нарушением интеллекта инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.   


Ребенку с интеллектуальными нарушениями для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и
отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.