вторник, 16 декабря 2025 г.

Заседание ГМО Искусственный интеллект в работе логопеда и дефектолога: помощник или конкурент?

Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и читатели блога!


"Искусственный интеллект в работе логопеда и дефектолога: помощник или конкурент" под таким любопытным названием сегодня в МБДОУ "Детский сад №45 "Журавлики" состоялось заседание городского методического объединения учителей-дефектологов и учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций города Новочебоксарск Чувашской Республики. 

С приветственным словом к присутствующим обратилась Московцева Галина Алексеевна, учитель-логопед МБДОУ №45 "Журавлики" и предоставила слово Романовой Людмиле Сергеевне - и.о. начальника отдела психолого-педагогического сопровождения образования города Новочебоксарск Чувашской Республики. Людмила Сергеевна отметила, что во многие сферы современной жизни «пришел» искусственный интеллект (ИИ). И есть Требования к использованию искусственного интеллекта (ИИ), включающие в себя законодательные нормы, стандарты, этические принципы и требования к безопасности. Цель регулирования — обеспечить ответственное проектирование, разработку и внедрение интеллектуальных систем, минимизировать потенциальный вред от использования ИИ. Людмила Сергеевна подчеркнула, что использование нейросетей в работе учителя-логопеда представляет собой перспективное направление, способствующее повышению эффективности и качества коррекционного обучения. Но, в то же время, как отметила Людмила Сергеевна, для успешного внедрения технологий в сферу логопедии необходимо учитывать как их преимущества, так и возможные риски.   

Затем перед учителями выступила Московцева Галина Алексеевна, учитель-логопед МБДОУ №45 "Журавлики". Галина Алексеевна остановилась на понятиях «Нейросети», «Искусственный интеллект (ИИ)», «Промт». Нейросети – это конкретная технология или метод в рамках ИИ. ИИ – это общее название направления, занимающегося созданием компьютерных систем, способных выполнять задачи, которые свойственны интеллекту человека. Говоря образно, нейросеть – это мозг нашего «друга» ИИ. «Промт» (от лат. «Подсказка») – это запрос, команда или набор инструкций пользователя для выполнения определенной задачи нейросетью.
Также Галина Алексеевна ознакомила присутствующих с ключевыми направлениями применения ИИ в логопедии. Это:

- диагностика речевых нарушений (впечатляющие результаты в области ранней диагностики речевых нарушений: анализ детского лепета позволяет с высокой вероятностью предсказать возможные ЗРР задолго до того, как они станут очевидными для родителей).

- персонализация терапии (отслеживание прогресса пациента и коррекция программы упражнений в режиме реального времени, а геймификация превращает монотонные упражнения в увлекательную игру и повышает мотивацию).

- удаленная логопедическую помощь.

Но так ли хорош ИИ? Докладчик перечислила и минусы использования ИИ: риск зависимости от технологий, утрата традиционных методов обучения, недостаток творчества, неточность и ненадежность, риск информационной безопасности, потеря профессиональных навыков. Следующий докладчик учитель-логопед  Корочкова Алевтина Ревовна https://rdub21.ru/?p=13532(МБДОУ "Детский сад №12 "Золотой ключик") поделилась опытом работы на тему «Иллюстрирование с помощью ИИ чистоговорок и стихотворных текстов для автоматизации и правильного звукопроизношения у дошкольников с ОВЗ». Алевтина Ревовна использует в своей работе «Шедеврум» — российский инструмент для создания картинок в бесплатном Яндекс приложении.

Докладчик Меморская Надежда Львовна (МБДОУ "Детский сад №40 "Радость") ознакомила присутствующих с работой в нейросети по подбору картинных материалов для:

- формирования фонематических представлений - Фонематический «натюрморт»

- артикуляционной гимнастики – «Веселая гимнастика»

- автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах  и стихах, например, «Отгадай загадки», «Учим стихи к праздникам».

Докладчик Белова Ольга Николаевна (МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка") ввела присутствующих в мир увлекательных возможностей нового российского сервиса мгновенного обмена сообщениями МАХ.  

В конце мероприятия Романова Людмила Сергеевна подвела итоги городского конкурса интернет-ресурсов специалистов  «Педагогический контент» и вручила победителям Дипломы.  

У каждого человека есть точки опоры – определенные установки, убеждения или понятия, служащие основой для восприятия мира и принятия решений. Людмила Сергеевна сегодня подарила каждой из нас подарки-настрои - позитивные ТОЧКИ ОПОРЫ, которые поддерживают здоровое развитие и самосознание. Мы ей тоже от души желаем доброго здоровья и позитивных точек опоры в жизни!  

В преддверии Нового года для создания праздничного настроения был проведен новогодний марафон «Тайный подарок».

Также все присутствующие получили от Деда Мороза симпатичные, вдохновляющие подарки!

Атмосфера мероприятия  - это общее ощущение, которое остается в памяти после события. Аспекты, которые помогли сегодня создать желаемую атмосферу:

- Определение цели. В нашем случае – профессиональная и в то же время динамичная, ведь на носу - встреча Нового года!

- Выбор локации. Место для заседания ГМО как нельзя лучше соответствовало ожиданию и помогло создать атмосферу мероприятия.

- Использование световых, музыкальных эффектов, украшений и декораций,  сказочных персонажей (жен богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича).

Приятной неожиданностью стало то, что учителя-логопеды МБДОУ №45 "Журавлики" передали всем участницам мастер-класса, состоявшегося 14 ноября в гончарной мастерской "Колокол", готовые изделия после обжига и глазурования. Изготовление керамических изделий в гончарной мастерской заняло примерно около четырех недель.

Сердечно благодарим энергичный, дружный коллектив  МБДОУ №45 "Журавлики" за удивительную идею и воплощение замечательного эмоционально насыщенного мероприятия!