Вот и подходит к концу учебный год. В течении года с детьми проводилась работа по развитию познавательных процессов (восприятия, речи, мышления) и интеллектуальных умений (ориентировка в задании, способы выполнения задания), а также по воспитанию интереса к занятиям. Некоторые дети при поступлении в дошкольное образовательное учреждение обнаруживают первоначальное отсутствие интереса к решению познавательных задач. Приняв задание, они в любой момент могут отказаться от его выполнения. Многие дети пришли почти без активной речи и с ограниченным пониманием обращенной речи. С учетом этих особенностей наших воспитанников мы с каждым ребенком установили личностный эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Для этого использовали различные дидактические средства (игровые задания, обыгрывание игрушек) для установления доверительного отношения и формирования интереса ребенка к занятиям. Доброй традицией в группе стало становление в круг детей, педагогов, а также сопровождающих некоторых воспитанников мам. Эта "привычка" помогает нам решить сразу несколько задач: организовать детей перед занятиями, развивать подражательность, общую моторику, чувство ритма, слуховое восприятие, воспитывает доброжелательность, умение заниматься в коллективе и многое другое. Здесь мы выполняем "веселую" зарядку, подвижные и подвижные музыкальные игры.
Каждое занятие начинается с игрового или с сюрпризного момента. Игрушка привлекается для того, чтобы организовать детей на занятии, привлечь внимание детей к выполнению заданий. Детям особенно нравится, когда кукла или зайчик их "хвалит", "обнимает". Это стимулирует детей выполнять задания, повышает внимание и активность.
Занятия длятся 15-30 минут в зависимости от возраста детей. Младшие умственно отсталые дошкольники способны продуктивно сосредотачивать свое внимание на одном виде деятельности не более 3-5 минут. Привлекать их внимание, поддерживать их активность и предупреждать утомление позволяет смена характера и видов деятельности. На одном занятии детям даем от 3 до 5 разных заданий.
Прочное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Нашим воспитанникам требуется значительно большее количество повторений, чем их сверстникам с
сохранным интеллектом. Повторение материала происходит как в процессе одного занятия, так и на последующих занятиях. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала и приемов работы.
Отмечу, что помогают нам развиваться не только интересные, содержательные занятия, но и посещение бассейна, кабинета лечебной физкультуры, сенсорной комнаты, компьютерного класса, просмотр постановок сказок, интересные экскурсии, прогулки, утренники, дни рождения детей, различные мероприятия в группе с родителями детей (выставки, смотры, стенгазеты, работа кафе), помощь родителей в ремонте инвентаря, в уборке участка, посещение детьми кружков, предметно-развивающая среда группы, участка и территории детского сада, окружение ребенка (семья, друзья, родственники). Хочу особо отметить положительное влияние на общее развитие ребенка выходы с ребенком в "свет". Это различные мероприятия, проводимые для детей-инвалидов, а также для детей с болезнью Дауна. Это задача социальной адаптации, начиная с самого раннего периода развития ребенка инвалида, так как не секрет, что дети-инвалиды испытывают проблемы, связанные с общением со сверстниками, а в дальнейшем и школьной дезадаптацией по причине частого непосещения занятий по болезни, изоляции от общества, в силу своих физических и психических особенностей. Главное в работе с этой категорией детей помочь их социальной адаптации, сформировать у детей положительное отношение к жизни, обществу, труду, деятельности.
Проведенная диагностика позволила выявить особенности развития наших воспитанников, их умения, навыки и достижения. Но об этом речь пойдет в следующем сообщении.