Здравствуйте, уважаемые родители и читатели!
Неправильное произношение приносит много огорчений
и дошкольникам, и детям школьного возраста.
Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают
трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение
звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Взрослые
часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного зву-копроизношения детей, хотя обе они
неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую
проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что
с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже
самых сложных звуков, поправляя его и делая
замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную
реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания.
Следует знать, что согласно «законам
природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить
неправильно!
Это важно знать!
1. Сначала
ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых соглас
ных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).
ных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).
2. По мере
развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно
мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.
мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.
3. Позже появляются и тяжелее всего
ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех зву
ков русского языка заканчивается к 4-5 годам.
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех зву
ков русского языка заканчивается к 4-5 годам.
Основные виды речевых нарушений:
1. Отсутствие звука.
Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук — ук;
2. Замена
звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок);
[ш] на [с]; [р]
на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
3. Искажение звука,
проявляющееся например:
—в межзубном
произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зу
бами);
бами);
—в боковом
произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);
—в горловом
произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а
не
кончика языка).
кончика языка).
Нарушения звукопроизношения
первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3—4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при
нормальном умственном развитии
ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти
нарушения
отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия
под его руководством.
Нарушения произношения третьего
вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно
раньше обратиться к логопеду за консультацией.
Ведь уже с 3-4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка. (Е. Косинова. «Гимнастика для развития
речи». Москва, ЭКСМО, 2004.)
Основные причины, вызывающие
нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить
произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):
—плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит
фонематический (речевой)
слух;
слух;
—недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для
правильного произнесе
ния сложных звуков;
ния сложных звуков;
—дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус,
высокое («готическое»)
нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
—отсутствие правильного образца для подражания
(неправильная речь окружающих,
«сюсюканье» и т. д.).
«сюсюканье» и т. д.).
Обследование
речи.
Перед тем как начать заниматься по книге,
протестируйте вашего ребёнка – попросите назвать изображения на картинках и
внимательно слушайте, как он произносит звуки. Это обследование поможет
установить, какие нарушения речи у него есть. Иногда при повторении за
взрослым или при чтении стихов наизусть ребёнок может произносить звуки лучше, чем в обычной речи. Поэтому
предложите ему самому назвать изображения на картинках. Отметьте для себя, как малыш
произносит тот или иной звук, и, если вы обнаружили ошибки в произнесении слов,
определите, к какой
группе нарушений это можно отнести.
Обязательно обратитесь к логопеду,
чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения.
Некоторые причины вы можете определить сами. Для этого предложите малышу выполнить
несколько движений.
1. Высунуть язык и положить его на нижнюю, губу.
Вас должно насторожить, если:
Вас должно насторожить, если:
—ребёнок не может удержать язык широким и распластанным;
язык беспокойный, по
дёргивается;
дёргивается;
—кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней
губам;
—язык отклоняется в ту или иную сторону;
—отмечается повышенное слюноотделение.
2. Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу
рта, то к
правому.
правому.
Должно
насторожить, если:
— язык
передвигается всей массой, он излишне напряжён, при движениях усиливается слюноотделение.
—ребёнок не может вообще поднять язык;
—поднимает язык при помощи нижней губы.
Если у вашего малыша выявляются
перечисленные сложности, то ему необходима консультация не только логопеда, но и врача-невролога
(невропатолога). Возможно, понадобятся специальный логопедический массаж и медикаментозное
лечение.
В логопедической практике
существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая
проводится в три этапа.
1.
Подготовительный
этап, на котором мышцы губ и языка с
помощью артикуляционной
гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа
по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воз
душной струи для произнесения многих звуков.
гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа
по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воз
душной струи для произнесения многих звуков.
2.
Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью
спе
циальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.
циальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.
3.
Автоматизация
(закрепление) звука. Поставленный
звук необходимо закрепить путём
многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной ре
чи.
многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной ре
чи.
Только после этого от ребёнка
можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний
взрослого.
Так как постановка звуков и их
первичное закрепление требует специальных знаний и навыков, желательно, чтобы эту
работу провёл логопед.
Задания первого и третьего этапов
вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, и в этом вам
поможет книга, которую вы держите в руках.
(Сообщение
подготовлено с пособия Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на
свете. Азбука правильного произношения /Худ. Ю.Гуров, - М.: ОЛИСС, Изд-во
Эксмо, 2005. – 120 с.: ил.)