вторник, 13 декабря 2016 г.

Логопед советует


Здравствуйте, уважаемые родители и читатели!
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказыва­ются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении пись­му на начальном этапе.
Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного зву-копроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время за­крывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефек­ты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года тре­буют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следу­ет знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет пра­во произносить неправильно!
Это важно знать!
1.   Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых соглас­
ных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).
2.       По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно
мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.
3.       Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех зву­
ков русского языка заканчивается к 4-5 годам.
Основные виды речевых нарушений:
1.  Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук — ук;
2.      Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]
на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
3.      Искажение звука, проявляющееся например:

в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зу­
бами);
в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);
в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не
кончика языка).
Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3—4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умст­венном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти


нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультаци­ей к логопеду и начать занятия под его руководством.
Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за кон­сультацией. Ведь уже с 3-4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка. (Е. Косинова. «Гимнастика для развития речи». Москва, ЭКСМО, 2004.)
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального фи­зического слуха и интеллекта):
плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)
слух;
недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесе­
ния сложных звуков;
дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое»)
нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих,
«сюсюканье» и т. д.).
Обследование речи.
Перед тем как начать заниматься по книге, протестируйте вашего ребёнка – попросите назвать изображения на картинках и внимательно слушайте, как он произносит звуки. Это обследование поможет установить, какие нарушения речи у него есть. Иногда при повторе­нии за взрослым или при чтении стихов наизусть ребёнок может произносить звуки лучше, чем в обычной речи. Поэтому предложите ему самому назвать изображения на картинках. Отметьте для себя, как малыш произносит тот или иной звук, и, если вы обнаружили ошибки в произнесении слов, опреде­лите, к какой группе нарушений это можно отнести.
Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для это­го предложите малышу выполнить несколько движений.
1.  Высунуть язык и положить его на нижнюю, губу.
Вас должно насторожить, если:
ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный, по­
дёргивается;
кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней губам;
язык отклоняется в ту или иную сторону;
отмечается повышенное слюноотделение.
2.  Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к
правому.
Должно насторожить, если:
  язык передвигается всей массой, он излишне напряжён, при движениях усиливается слюноотделение.
    3. Открыть рот и поднять язычок к верхней губе. Должно насторожить, если:
ребёнок не может вообще поднять язык;
поднимает язык при помощи нижней губы.
Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима кон­сультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобят­ся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.
В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправле­нию звукопроизношения, которая проводится в три этапа.
1.       Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной
гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа
по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воз­
душной струи для произнесения многих звуков.
2.   Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью спе­
циальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.
3.   Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём
многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной ре­
чи.
Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.
Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и на­выков, желательно, чтобы эту работу провёл логопед.
Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, и в этом вам поможет книга, которую вы держите в руках.
(Сообщение подготовлено с пособия Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения /Худ. Ю.Гуров, - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. – 120 с.: ил.)