понедельник, 2 мая 2011 г.

Помощь специалистов семье ( из опыта работы)

Умение специалиста видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку с особыми нуждами имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка.
Нашу группу посещают 11 детей в возрасте от четырех до семи лет. Из них у трех детей папы ушли из семьи после рождения ребенка, еще у двух детей папы работают вахтовым методом. Остальные папы обычно немногословны или торопятся, но среди них есть два папы и один дедушка, которые интересуются жизнью ребенка в детском саду и обсуждают со специалистами и педагогами группы особенности развития и поведения ребенка в семье.
Таким образом, взаимодействуют со специалистами, в основном, мамы. Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители, особенно мамы, могут формировать у них определенные особенности личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность с себе, внутренняя противоречивость. Внешне это может проявляться в депрессии, эмоциональной холодности, в закрытости миру. К сожалению, случаи проявления психологической агрессии мамы (к счастью, таких родителей у нас единицы), по отношению к специалистам и педагогам группы имели место быть. Мама нашего воспитанника ожидала быстрых и больших результатов в развитии своего ребенка. Без сомнения, развитие ребенка происходит динамичней, если есть активное взаимодействие родителей со специалистами и педагогами группы. Для этого надо присутствовать на родительских собраниях, посещать консультации специалистов, обращаться с просьбой показать приемы работы с ребенком, в индивидуальной беседе со специалистами и педагогами группы обсуждать жизнь ребенка в детском саду и дома: любимые занятия, с кем и как ребенок выполняет домашние задания, какие новые слова появились у ребенка (семь наших воспитанников имеют I уровень речевого развития, то есть являются "безречевыми" -- каждое новое слово, произнесенное ребенком, бесценно и мы его используем в различных ситуациях, стимулируя познавательную активность ребенка и т.д.), каков круг общения ребенка -- близкие, тети, дяди, друзья, коллеги по работе -- чем шире круг, тем лучше для психического развития ребенка.
Конечно, мамам бывает очень трудно, ведь эта проблема и боль все время присутствуют, травмируя и связывая по рукам и ногам. Но родителям не следует также забывать о том, что в поиске виноватых уходит драгоценное время.
Как-то одна мама, беременная вторым ребенком, утром привела ребенка в группу и продолжала кричать и толкать ребенка, не обращая внимания на родителей и на педагогов. Услышав такой шум в раздевалке, один мальчик, находящийся в это время в группе, сильно забеспокоился, начал ходить по группе и сочувственно говорить следующее: "Не надо, все пройдет". Повторял эти слова вновь и вновь. Я решила использовать ситуацию: шепнула мальчику, чтобы он сказал это маме того мальчика. Услышав такое от маленького ребенка женщина сразу замолчала, и больше не устраивала истерик.
Другой пример с мамой нашей воспитанницы, встретившейся мне по пути на работу. Поразила меня ее большая радость и благодарность за отмеченное мной маленькое достижение ее дочери. Итак, наши мамы тоже нуждаются в поддержке и помощи.
Чем меньше ребенок (но как показывает моя практика -- и в 5, и в 6 лет), тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно дальнейших успехов в развитии ребенка. Большинство родителей детей с умственной отсталостью, которые начинают посещать группу, то есть на первом году обучения, в первую очередь обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Они начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогом, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить (в описанной ситуации некоторые родители, конечно же, узнали себя). При этом формированию социально-бытовых навыков, которых у ребенка нет или они недостаточно сформированы, уделяется значительно меньше внимания.
Обобщая тему, отмечу, что взаимодействовать с семьей и помогать ей психологически специалисты начинают уже во время знакомства с конкретной семьей. Далее, после сбора данных и обследования ребенка, в ходе индивидуальных бесед и консультирования, и, как правило, на родительском собрании в начале учебного года специалисты знакомят родителей с программой работы по социализации детей и коррекции их общего развития. При необходимости специалисты составляют программу совместно с родителем, с демонстрацией приемов работы с ребенком.
Таким образом, организовываем родителей и направляем их желание помочь ребенку в нужное русло. В течение года ведется активная работа специалистов и родителей по формированию навыков, воспитанию качеств и развитию детей по всем направлениям программы. Такая работа взаимно обогащает и развивает не только детей, но и нас, взрослых.